Зенитное ракетное вооружение

Корабельная пусковая установка разработана ЦКБ-7 Министерства общего машиностроения СССР под руководством главного конструктора П.А.Тюрина. Она представляла собой спаренную стабилизированную установку тумбового типа с нижней подвеской ракет на направляющих балках и с барабанной системой их хранения. Стабилизация пусковой установки осуществлялась разработчиками впервые в морской практике.

Всесторонние испытания комплекса подтвердили его высокую эффективность поражения одиночных самолетов и крылатых ракет на дальностях до 15км и высотах полета до 10000м. В последующие годы под руководством главного конструктора С.А.Фадеева комплекс “Волна” неоднократно модернизировался, что позволило увеличить дальность и высоту стрельбы в 1,5раза, повысить помехозащищенность комплекса и обеспечить поражение целей, летящих на предельно малых высотах. Принципы построения, научные и технические решения, реализованные в комплексе “Волна”, стали основополагающими и впоследствии неоднократно использовались при разработке других стрельбовых комплексов для ВМФ.

Комплекс “Волна”, хотя и отвечал основным требованиям, предъявляемым к зенитному оружию ближнего действия, тем не менее, имел недостаточные дальность и высоту поражения для обеспечения эффективной зональной обороны надводных кораблей. Наряду с возрастанием скорости и маневренности средств воздушного нападения (СВН) к концу 60-х годов произошло существенное повышение высоты их полета. Поэтому по тактико-техническому заданию ВМФВНИИ “Альтаир” был разработан новый ЗРК, получивший наименование “Шторм”. Коллектив разработчиков комплекса возглавил главный конструктор Г.Н.Волгин. Для выполнения более высоких требований по дальности и помехозащищенности разработчикам комплекса “Шторм” пришлось изыскивать новые технические решения. Были разработаны генераторы СВЧ большой мощности в импульсе и применен моноимпульсный метод пеленгации целей в каналах сопровождения, работающих в различных диапазонах волн, что обеспечило невозможность одновременного подавления двух целевых каналов прицельной и скользящей импульсной помехой большой мощности.

Большие технические трудности преодолены разработчиками при создании бортовой аппаратуры ракеты. Был проведен целый ряд исследований по определению затухания радиосигналов в факеле работающего двигателя и связанных с этим нежелательных флюктуаций сигналов. Исследования проводились на специально разработанной для этого аппаратуре - при отжигах двигателей на земле и при пусках ракет. Основной вклад в создание комплекса “Шторм” внесли ведущие специалисты ВНИИ “Альтаир”: Ю.П.Гусев, В.Д.Немцов, Н.И.Морозов, И.Л.Черняк, К.Л.Грабовецкий, А.П.Виленский, А.С.Евстигнеев, Е.Ф.Глаголев, Н.А.Макарова и др.

С принятием на вооружение Военно-Морского Флота зенитного ракетного комплекса “Волна”, а затем и более совершенного комплекса - "Шторм”, с повышенной дальностью стрельбы, эффективность противовоздушной обороны и боевая устойчивость корабельных соединений в море существенно повысились. Однако при групповых налетах средств воздушного нападения возможность прорыва самолетов и ракет через систему противовоздушной обороны соединения к отдельным кораблям все же не исключалась. В этих условиях каждому кораблю для своей защиты требовалось иметь свое оружие самообороны. Это оружие должно было обладать высокими тактико-техническими характеристиками, быть автономным в использовании (иметь в своем составе собственные радиолокационные и оптические средства обнаружения), обладать высокой готовностью к открытию огня и приемлемыми массогабаритными характеристиками для размещения на кораблях различного водоизмещения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

Автомобиль и власть
В каждой стране, большой или малой, есть особый гараж – он обслуживает высших руководителей государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители – вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ...