Наследники “Орла” - первенца русского флота

Обсудив результаты боевых действий на Азове, Боярская дума 20октября 1696г. по представлению ПетраI приняла указ, в котором постановила: “Морским судам быть”. После принятия этого указа для строительства судов организуются так называемые кумпанства. Они представляли собой объединения владельцев, имевших более ста дворов крепостных крестьян, для строительства кораблей военного флота.

ПетруI был хорошо знаком опыт русских мастеров в постройке судов, но он считал необходимым ознакомиться с состоянием судостроения и за границей. В 1697г. он поехал в Голландию и Англию, взяв с собой для учебы около ста молодых людей; в то время эти страны считались наиболее передовыми в строительстве кораблей. Однако ПетрI, принимавший практическое участие в постройке современного фрегата на одной из верфей Голландии, остался недовольным полученными здесь знаниями. В письме к Ф.М.Апраксину он писал: “Строят суда просто по навыку и опыту без всяких хитростных чертежей”. Поэтому он незамедлительно перебрался в Англию, где и изучил эту премудрость - постройку корабля по чертежам.

Вернувшись в Россию, ПетрI лично разработал чертежи 58-пушечного корабля, получившего название “Гото Предестинация”. Главным строителем был тоже ПетрI, а в его отсутствие за работой наблюдали корабельные мастера Ф.Скляев и П.Верещагин. Этот корабль, построенный на Воронежской верфи в 1700г., по отзывам современников, был очень красивым, “изрядного художества и зело размером добро состроенный”.

К весне 1700г. “кумпанствами” были построены 40 парусных кораблей и 113 гребных судов. Азовский флот набирал силу. В то же время было ясно, что азовская победа на юге - лишь начало борьбы России за выход к морям. Теперь перед ПетромI встала задача выхода на побережье Балтийского моря - без этого была немыслима связь с Европой и дальнейшее развитие государства. Но здесь Россия встретила яростное сопротивление Швеции. Началась длительная Северная война 1700-1721гг.

Шведы решили нанести внезапный удар по Архангельску - единственному порту, через который поддерживались торговые отношения России с Европой, а также верфям, где началась постройка военных кораблей. Предвидя эту опасность, ПетрI в 1700г. распорядился установить здесь береговые батареи, создать укрепления, усилить гарнизон, развернуть наблюдательные посты и вести контроль за иностранными судами в Белом море. В устье Северной Двины спешно была построена Новодвинская крепость. Не зная об этом, шведская эскадра из семи судов под командованием вице-адмирала Шеблада 24июня 1701г. подошла к устью Северной Двины с целью обстрела и захвата Архангельска. После тринадцатичасового боя оставшимся в живых шведам удалось уйти в море на одном галиоте, оставив на мели шняву и галиот.

Русские солдаты, посаженные на карбасы, захватили шведские суда и подняли на них российские флаги. На плененных кораблях были взяты 5флагов, 13орудий, 150ядер, 50ручных гранат.

В борьбе молодого Российского флота с неприятелем родились знаменитые петровские заповеди: “Врагов не считают - их бьют”, “Флага перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах”, “Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить” и другие. Они легли в основу боевых традиций Российского флота.

Особое место среди морских баталий петровской поры принадлежит Гангутскому сражению. Оно произошло 26-27 июля 1714г. у п-ова Гангут (нынешнего Ханко). В ходе этой яростной битвы отряд кораблей шведского флота – 1фрегат, 6галер и 3шхербота - вместе с командиром отряда контр-адмиралом Н.Э.Эреншельдом были захвачены в плен. Эту морскую “викторию” ПетрI приравнивал к победе над шведами под Полтавой в 1709г. 24мая 1719г. у о.Эзель русская эскадра выиграла артиллерийскую дуэль парусных кораблей в открытом море и без абордажа захватила три шведских судна. ПетрI назвал эзельскую победу “добрым почином Российского флота”.

27 июля 1720г. у о.Гренгам отряд русского гребного флота - 52 галеры и 14 лодок - под командованием генерала М.М.Голицына нанес жестокое поражение шведской эскадре в составе линейного корабля, 4фрегатов, 3галер и 6малых судов. Русские моряки захватили в этом бою все шведские фрегаты. Такая замечательная победа позволила нашему флоту закрепиться в районе Аландского архипелага и успешно действовать отсюда против морских коммуникаций неприятеля.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

Трансформация трансформатора
В современной электроэнергетике, радиотехнике, электросвязи, системах автоматики широчайшее применение получил трансформатор, который по праву считается одним из распространенных видов электрического оборудования. Изобретение трансформатора – одна из замечательных страниц в истории электротехники. ...