Наследники “Орла” - первенца русского флота

Краткая история кораблей военно-морского флота России

Отечественный военно-морской флот - составная часть вооруженных сил нашей страны - создавался для ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Он включает в себя несколько родов сил, качественно отличных друг от друга и способных в определенных условиях решать боевые задачи самостоятельно или совместно с другими силами.

До недавнего времени к родам сил ВМФ относились: надводные силы, подводные силы, морская авиация, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.

Исторически они возникли и окончательно сложились в разное время под влиянием многих причин, выполняя главную задачу - защиту Отечества.

Первый надводный боевой корабль, первая подводная лодка, первый самолет морской авиации, первый батальон морской пехоты, первая береговая батарея . Если учитывать современные приоритеты значимости различных родов для обороны Родины, то наш рассказ можно было бы начать с подводных сил и, следовательно, с изобретения первой подводной лодки, однако история русского флота началась задолго до того, как вышли в море субмарины-родоначальники нынешних подводных гигантов-основы мощи Российского ВМФ. И поэтому историю флота мы начинаем с постройки первого русского боевого корабля “Орел”.

Солнечным днем 19 мая 1668г. на берегу Оки-реки у верфи, что была построена здесь по указу государя Алексея Михайловича, собрались все жители дворцового села Дединово. На спусковых салазках стапеля высился двухпалубный красавец корабль “Орел”. Боярин А.Л.Ордин-Нащокин, которому царским указом было определено “корабельным делом ведать”, вместе с голландским судостроителем полковником Корнелиусом Ван-Буковеном (это по его проекту русскими корабельными мастерами Яковом Полуектовым и Степаном Петровым был создан “Орел”) обошли верфь и лично убедились, что к спуску корабля на воду вое готово. На торжество прибыл настоятель коломенского храма Иоанна Предтечи. Сопровождаемый местным священником, дьяконом и Ван-Буковеном, он поднялся на палубу “Орла”. Тотчас же на флагштоках и мачтах корабля взвились огромные флаги и длинная лента вымпела. Отслужили молебен, окропили флаги святой водой и сошли на дединовский бережок. На “Орле” остались лишь несколько человек, руководимых командиром корабля - голландским капитаном Бутлером. Им было поручено отдать якоря, как только корабль сойдет на воду.

Ордин-Нащокин, волнуясь, взмахнул рукой, и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. “Орел” тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный корабль закачался на голубой глади окской заводи.

“Орел” был вполне совершенным по тем временам судном. Его длина достигала 24,5м, ширина - 6,5, а осадка составляла 1,5м. Вооружение состояло из 22 небольших пушек (пищалей). Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов (“солдат корабельных”). Название свое корабль получил в честь русского Государственного герба.

Судьба по-своему распорядилась с первенцем Российского флота. Летом 1669г. “Орел”, яхта, вооруженный струг и две сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Здесь они были захвачены войском Степана Разина. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670г. загнали корабль в протоку Кутум, где он простоял в течение многих лет и пришел в ветхость.

И, хотя “Орлу” не суждено было выполнить задачу по охране отечественного судоходства на Хвалынском (Каспийском) море, роль его в истории отечественного судостроения достаточно велика.

Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной эпохе ПетраI. Историческая необходимость свободного выхода к морям становилась первостепенной и неотложной задачей, от решения которой зависело дальнейшее развитие Российского государства. ПетрI отлично понимал, что добиться этого можно лишь совместными действиями армии и флота. “Всякий потентант,- гласило крылатое изречение ПетраI, вошедшее в “Книгу устав морской .”,-который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет”. Поэтому в неслыханно короткий срок, с ноября 1695 по май 1696г., в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли “Апостол Петр” и “Апостол Павел”, 4брандера, 23галеры, 1300стругов, морских лодок и плотов, составившие Азовский флот-первое регулярное формирование отечественного военно-морского флота. В результате 19июля 1696г. Россией при поддержке флота была одержана первая крупная победа в борьбе за выход к морю - взята турецкая крепость Азак (Азов).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по технологическим наукам

Трансформация трансформатора
В современной электроэнергетике, радиотехнике, электросвязи, системах автоматики широчайшее применение получил трансформатор, который по праву считается одним из распространенных видов электрического оборудования. Изобретение трансформатора – одна из замечательных страниц в истории электротехники. ...