Дизельные энергетические установки

Россия является пионером в оснащении боевых кораблей флота дизельными энергетическими установками (ДЭУ). Еще в 1908г. в ходе выполнения судостроительной программы на подводной лодке “Минога” были заменены взрывопожароопасные бензиновые моторы на дизели. С этого времени ДЭУ заняли господствующее положение в подводном судостроении и только в 60-е годы на смену им пришли ядерные энергетические установки.

Первая промышленная модель дизеля мощностью в 20л.с., работающая на керосине, была создана в Аугсбурге (Германия) в 1897г. под руководством ее изобретателя Р.Дизеля. В феврале 1899г. завод Л. Нобеля в Петербурге приобрел лицензию на производство изобретения. Полученные чертежи были полностью переработаны, и в 1899г. выпускается первый отечественный промышленный образец дизеля мощностью в 25л.с., работающий на сырой нефти. Экономичность дизеля оказалась рекордной - расход сырой нефти составил 221г/л.с.ч. (расход керосина у прототипа - 243г/л.с.ч).

В 1902г. к организации дизельного производства приступил и Коломенский завод, построивший в 1904г. первый одноцилиндровый четырехтактный дизель мощностью 18л.с.

В дальнейшем совершенствовании и внедрении дизелей на кораблях и судах выдающуюся роль сыграли отечественные ученые и инженеры. В 1903г. на нефтеналивной барже “Вандал” была впервые в мире применена дизель-электрическая энергетическая установка с дизелями завода Л.Нобеля.

Успешно развивая дизельное производство и совершенствуя конструкцию двигателя, завод Л.Нобеля вышел на передовые позиции в мировом дизелестроении. В 1913г. завод начал создавать мощный по тому времени двухтактный дизель подводных лодок типа “Барс”. Двухвальная дизельная установка (2х1320л.с.) обеспечивала полную надводную скорость в 17уз. Подводные лодки типа “Барс” в течение двух десятилетий являлись ядром подводных сил отечественного флота.

Большой вклад в развитие теории рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания (ДВС) внесли отечественные ученые. Основы ее были заложены еще в 1907г. профессором Московского высшего технического училища В.И.Гриневецким. Разработанный им метод теплового расчета получил развитие в трудах Е.К.Мазинга, Н.Г.Брилинга, Н.М.Глаголева, А.С.Орлина, В.А.Ваншейдта и других ученых. Наличие эффективной теории способствовало быстрому техническому прогрессу в дизелестроении. В результате первой мировой и гражданской войн отечественное дизелестроение оказалось в упадке. Его возрождение началось в середине 20-х годов, причем в течение буквально нескольких лет был достигнут технический уровень дореволюционной России. За первые три пятилетки судовое дизелестроение развивалось особенно быстрыми темпами. Уже в 1930г. выпуск дизелей превзошел дореволюционный в 2раза, а в 1937г. - более чем в 5раз.

Одним из емких потребителей дизелей является Военно-Морской Флот, особенно его подводные силы. Уже первая советская программа военного кораблестроения на 1926-1933гг. предусматривала постройку 12 дизельных подводных лодок. Специально для них в 1926-1927гг. был создан новый отечественный дизель марки 42Б6 мощностью 1100 л.с., которыми были оснащены первые советские большие ПЛ типа “Декабрист” и подводные минные заградители типа “Ленинец”. В 1933г. началось строительство средних подводных лодок типа “Щука” с дизелями марки 38В8 мощностью 685л.с. В последующем его мощность была увеличена до 800л.с. (дизель марки 38К8). Во второй пятилетке промышленность освоила производство новых дизелей мощностью в 2000л.с. марки 1Д для средних ПЛ типа “С”.

В 1940г. флот начал получать от промышленности двухвальные крейсерские ПЛ типа “К” (XIVсерии) надводным водоизмещением 1487т. Их главная энергетическая установка состояла из двух двухтактных дизелей марки 9ДКР агрегатной мощностью 4200л.с. каждый. Эти дизели обеспечивали ПЛ рекордную полную надводную скорость 22уз.

Уже к началу второй мировой войны Советский Союз обладал мощным подводным флотом, насчитывающим 161 дизельную подводную лодку различных типов и классов: малых, средних и больших торпедных ПЛ и подводных минных заградителей. На них были установлены дизели, спроектированные и построенные на двух ведущих заводах страны: Коломенском и “Русском дизеле” (бывшем Л. Нобеля). Некоторые технические показатели лодочных дизелей предвоенной постройки представлены в табл.1. Основная тенденция развития дизелей этого периода - рост мощностей. Двигатели 1Д и 9ДКР, созданные к концу предвоенного периода, имеют, хотя и невысокую, но уже форсировку рабочего процесса за счет газотурбинного наддува (1Д) и продувки -наддува от роторного компрессора (9ДКР). Дизель 9ДКР, построенный в 1937г., по мощности не имел аналогов в мировом дизелестроении.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по технологическим наукам

Изобретатель первого в мире радиоприемника (к 100-летию со дня изобретения А. С. Попова)
... и может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать. М. В. Ломоносов Изобретение радиосвязи – одно из самых выдающихся достижений человеческой мысли и научно-технического прогресса. Потребность в совершенствовании средств связи, в частности устан ...