Дизельные энергетические установки

На торпедной ПЛ проекта 877 нового поколения с нормальным водоизмещением 2500т применена одновальная ЭУ по дизель-генераторной схеме с полным электродвижением на всех режимах хода. На ней устанавливаются два дизель-генератора марки ЗОДГ мощностью по 1500кВт, один главный гребной электродвигатель мощностью 5500л.с., один электродвигатель экономического хода мощностью 130л.с. и два электродвигателя резервного движения по 102л.с. побортно с резервными линиями вала. Благодаря такой комбинированной установке достигнуты приемлемая мощность и полная подводная скорость.

Некоторые технические показатели лодочных дизелей и дизель-генераторов послевоенной постройки представлены в табл.2. Устойчивая и экономичная работа дизелей в условиях значительного противодавления в выхлопном коллекторе (3-5м.вод.ст.) обеспечивается поддержанием высокого давления воздуха в ресиверах, для чего у двухтактного дизеля 37Д применен приводной роторный компрессор, а у четырехтактных двигателей 42Д, 43Д и ЗОДГ установлены турбокомпрессоры с высоким КПД.

Таблица 2

Технические показатели лодочных дизелей послевоенной постройки

Технические показатели

Марка дизеля

37Д 6ДН39/45* (см. табл. 1)

42Д 6ЧНЗО/38

43Д 12ЧНЗО/38

Мощность в надводном положении, л.с.

2000

2000

4000

Частота вращения коленчатого вала, мин-1

500

750

750

Давление наддува, кгс/см2

1,25

2,8

2,8

Удельная масса двигателя, кг/л.с.

11,3

7,0

6,1

Использование в составе

613,611

641Б

651

ЭУ ПЛ (проекты)

629,633

   

Примечание. В качественных параметрах дизелей послевоенной постройки наглядно просматривается тенденция уменьшения удельной массы двигателя.

Дизели Коломенского завода отличаются оригинальностью компоновки, высокой форсировкой рабочего процесса, уникальными системами воздухоснабжения, низкими расходами топлива, высокими показателями надежности и передовыми технологиями производства. В 1971г. группе специалистов завода была присуждена Государственная премия СССР за создание и организацию производства лодочных двигателей марок 42Д и 43Д.

Особым направлением в развитии дизельных энергетических установок подводных лодок является поиск принципиально новых схем систем и средств, обеспечивающих их длительную и эффективную работу в подводном положении на химическом топливе без доступа атмосферного воздуха. Исследования по этой проблеме начались в Советском Союзе еще в 30-е годы и продолжались в послевоенный период. Теоретически и экспериментально были исследованы следующие энергетические установки ПЛ с единым двигателем (дизелем):

установка РЕДО (автор С.А.Базилевский), в которой в замкнутый контур подавалось необходимое количество газообразного кислорода (из цистерны запаса жидкого кислорода), а избыточный углекислый газ удалялся из контура в баллоны;

установка ИВР (автор Б.Д.Злотопольский), в которой избыточный углекислый газ удалялся из замкнутого контура не в баллоны, а в специальную абсорбционную колонну, где растворялся в прокачиваемой забортной воде;

установка ЕДВВД (главный конструктор И.П.Янкевич), в которой избыточный углекислый газ удалялся из замкнутого контура через отверстия в ступице гребного винта в насадку, где он перемешивался с забортной водой и растворялся в ней. В последующем эта установка была значительно усовершенствована путем отработки принципиально новой системы удаления избыточной углекислоты из замкнутого контура с возвратом остаточного кислорода в цикл (авторы Ю.Н.Чекалов и Г.Х.Баракан).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

Япония в послевоенный период
В течение длительного исторического периода Япония развивалась, подвергаясь культурному влиянию таких стран-соседей, как Китай и Корея, и поддерживала связи [только] с этими странами. В XV-XVI вв. в Японию проникли португальские и испанские миссионеры, благодаря которым страна впервые соприкоснула ...