Фёдор Абрамович Блинов

Федор Абрамович Блинов (1832, с. Никольское Вольского уезда Саратовской губ. — 24. VI. 1902, г. Балаково Саратовской губ.) родился в семье крестьянина-кузнеца. От отца мальчик перенял опыт по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, овладел слесарным, столярным, кузнечным и шорным делом. В конце 1840-х гг. Федор устраивается кочегаром на пароход "Геркулес", курсировавший по Волге. Здесь он осваивает специальности машиниста и мастера по ремонту оборудования. Прослужив на речном транспорте более 20 лет, Блинов становится высококвалифицированным специалистом по наладке и эксплуатации паросиловых установок. В 1877 г. он возвращается в родное село и погружается в проектирование и постройку "вагона с бесконечными рельсами", то есть повозки на гусеничном ходу.

Переход с обычных колес на гусеницы резко повышал эксплуатационные качества гужевого транспорта. Это приобретало особое значение в условиях бездорожья и сезонной распутицы. Талантливому умельцу понадобился год для изготовления чертежей и подготовки описания проекта. В 1878 г. Ф. А. Блинов подал в Департамент торговли и мануфактур патентную заявку на изобретение и в 1879 г. получил авторскую привилегию на "вагон с бесконечными рельсами". Вскоре он переезжает в г. Вольск, определяется механиком на завод и приступает к изготовлению гусеничной повозки. О ее испытаниях газета "Саратовский листок" сообщала: "Крестьянин Блинов изобрел машину для перевозки тяжестей с подвижными под колесами рельсами. Устройство незамысловатое. Рельсы, пристроенные к маленьким плиткам, особым устройством передних и задних колес движутся наподобие приводного шкива. При первой пробе оказалось, что пара лошадей свободно может перевозить на этой машине до четырехсот с лишним пудов по обыкновенной каменной мостовой. Машина обещает громадную выгоду и приложение во всех местностях, где имеются большие склады товаров". Одновременно с постройкой гусеничного прицепа Блинов разрабатывает проект городского водопровода, изобретает пожарный насос, изготавливает и ремонтирует металлические сельскохозяйственные орудия.

Успех гусеничного прицепа подвел Блинова к мысли о создании самоходной повозки, работающей на паровом двигателе. В 1881 г. он переезжает в Балаково, арендует чугуннолитейный завод и приступает к проектированию и постройке машины на собственном ходу. К 1895 г. работы были в основном завершены. Прообраз будущего трактора имел следующий вид: на прямоугольной раме, состоявшей из двух продольных и нескольких поперечных балок, размещался расчитанный на давление 6 атм. котел высотой 1,5 м и диаметром 1,2 м. Силовыми установками служили две паровые машины мощностью 12 л. с. каждая. Двигатели посредством чугунных литых шестерен были связаны с ведущими колесами гусеничной цепи. Управление трактором осуществлялось из будки, установленной на раме, куда были выведены рычаги управления паровыми машинами. Тяговое усилие самохода составляло 1200 кг, что обеспечивало работу нескольких плугов.

Первый в мире трактор Ф. А. Блинова экспонировался на открывшейся в 1896 г. в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставке. Автор "паровоза для грунтовых дорог" был отмечен грамотой "За трудолюбие".

Перейти на страницу: 1 2

Другое по технологическим наукам

Довоенная Москва ХХ века (1920 - 1941 гг.)
...что бы там ни происходило, что бы вы не говорили, Москва -- мать, Москва -- родной город. (М.А. Булгаков, "Сорок сороков".) 14 декабря 1920 года последний раз была опубликована сводка полевого штаба Реввоенсовета: "На фронтах спокойно". Закончилась Гражданская война. ...