Адольф Слаби - немецкий пионер радиосвязи

Беспроволочная телеграфия не обязана Адольфу Слаби (1849-1913) никакими крупными открытиями или изобретениями, но благодаря ему Германия примкнула к странам, где в конце XIX века стал зарождаться этот вид связи [1] (цитируется по [2]). Активная творческая деятельность Слаби в области "искровой телеграфии" - Слаби отдавал предпочтение этому термину перед термином "беспроволочная телеграфия" - продолжалась лишь с 1897 г. (в то время ему было уже 48 лет) по 1903 г., когда при его участии была создана монополистическая фирма "Телефункен" - достойный конкурент фирмы Маркони. В данной статье мы обратим внимание читателей, в частности, на контакты Слаби и фирмы "Телефункен" с Россией.

Адольф Карл Генрих Слаби родился 6 мая 1849 г. в Берлине в протестантской семье. Его отец был переплетчиком, а дед - портным. По окончании реального училища А. Слаби с 1869 по 1872 гг. занимался в Академии ремесел (Gewer beakademie) в Берлине. В 1873 г. он получил ученую степень доктора наук по механике в Йенском университете и поступил на преподавательскую работу в училище ремесел (Gewerbeschule) в Потсдаме. С 1876 г. Слаби стал дополнительно читать лекции по механике в Академии ремесел, вышел на общественно-политическую арену с полемическими выступлениями на тему реорганизации училищ ремесел.

Склонный к практическому, инженерному делу, Слаби занимался двигателями и машинами разного рода, затем заинтересовался электротехникой и стал добиваться дружеских отношений с видным промышленником и изобретателем в области электротехники Вернером Си-менсом (1816-1892). Слаби был одним из основателей Немецкого электротехнического общества, главную роль в котором играл В. Сименс.

Начав в 1882 г. преподавать механику в Королевской Высшей технической школе в Берлине, Слаби выдвинул идею создания кафедры электротехники. В 1884 г. он стал профессором. В 1886 г. сенат Высшей технической школы учредил кафедру теории машин и электротехники. Ординарным профессором новой кафедры и стал Адольф Слаби.

В 1882 г. Слаби женился на дочери владельца фабрики в Шарлоттенбурге (под Берлином), где и жил с семьей, на Софиенштрассе, находившейся поблизости от новых корпусов Высшей технической школы.

Слаби активно работал в Обществе немецких инженеров (с 1878 г.), Электротехническом обществе (с 1879 г.), Обществе содействия ремеслам (с 1879 г.), Имперском патентном ведомстве (1880-1885), Техническом представительстве ремесел в Прусском министерстве торговли (1884-1911), Академии строительства (с 1893 г.).

За работу в качестве консультанта при устройстве электрического освещения и сценических эффектов в Королевском Берлинском театре в 1888 г. Слаби был награжден орденом Красного орла IV степени. Впоследствии он был удостоен многих других почестей.

В 1893 г. за советом к Слаби обратился кайзер Вильгельм II, решивший устроить электрическое освещение Белого зала своего замка. Объяснение системы освещения Адольфом Слаби произвело такое впечатление на кайзера, что он решил прослушать ряд лекций профессора. Первая лекция, на которой присутствовал Вильгельм II, состоялась в Высшей технической школе 30 января 1896 г. С этого времени кайзер часто посещал Слаби либо в лаборатории либо на лекциях и пригласил его в один из своих охотничьих домиков, где они долго беседовали о технике и техническом образовании.

В 1897 г. Вильгельм II обратился к своему техническому советнику Адольфу Слаби с просьбой рассказать о новом виде связи - беспроволочной телеграфии. Из электротехнических журналов Слаби было известно об опытах Маркони [3]. Чтобы дать обстоятельный ответ на вопрос кайзера, Слаби стал немедленно воспроизводить опыты по беспроволочной телеграфии. В разных концах длинного коридора Высшей технической школы он разместил передатчик и приемник. Как и в опытах предшественников, передатчик Слаби содержал вибратор с искровым промежутком в средней части, аккумуляторную батарею и индукционную катушку. В приемнике был применен когерер собственной конструкции. Слаби добился дальности сигнализации 100 м. Так началась карьера Слаби как "пионера радиотехники милостию кайзера" [2].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Гражданская авиация в период с 1956 года по 1960 год. Начало внедрения реактивной техники
За период с 1945 по 1955 год гражданский воздушный флот СССР достиг значительных успехов. Испытанные и закаленные в тяжелые годы Великой Отечественной войны, вдохновленные исторической победой нашего народа над врагом, советские авиаторы активно включились в работу по восстановлению народного хозя ...