Западноевропейские ракеты-носители серии Ариан
Западноевропейская организация ESA в 1983 году занималась разработкой ракет-носителей «Ариан-2» и «Ариан-3», представляющие собой усовершенствованные варианты эксплуатируемой в настоящее время ракеты-носителя «Ариан-1». Ракета «Ариан-1» может вывести на орбиту с высотой перигерия 200 км, высотой апогея ~ 36 000 км и наклонением 8° полезную нагрузку массой 1780 кг, ракета «Ариан-2» - 2210 кг, ракета «Ариан-3» – 2580 кг. Ракета «Ариан-3» представляет собой ракету «Ариан-2», дополнительно оснащенную стартовыми ускорителями. Первой была запущена ракета «Ариан-3».
Ниже перечисляются основные отличия ракеты «Ариан-3» от ракеты «Ариан-1» (на рис. 1 показано местоположение элементов и узлов ракеты «Ариан-3», имеющих эти отличия).
1. Изменена форма (с конуса) на двойной конус) носка головного обтекателя, что позволило увеличить объем для размещения полезной нагрузки без увеличения длины и максимальной длины обтекателя.
2. Увеличена на 0.5 м длина конструкции «Сильда», размещаемой под головным обтекателем, что позволяет выводить на орбиту два спутника PAM-D.
3. Удлинен баковый отсек третьей ступени, что позволило увеличить запас топлива (жидкий водород и жидкий кислород) на ступени с 8 до 10.5 т.
4. Давление в камере сгорания ЖРД НМ-7 на третьей ступени повышено с 30 до 35 атм.
5. Длина сопла ЖРД третьей ступени увеличена на 0.2 м, что позволило повысить удельный импульс примерно на 4 кг*с/кг.
6. Давление в камере сгорания ЖРД «Викинг-4» на второй ступени увеличено с 53.5 до 58.5 атм. В этом ЖРД, а также в ЖРД, «Викинг-5» на первой ступени, в качестве горючего используется не чистый несимметричный диметилгидрозин (НДМГ), а смесь НДМГ (75%) с гидразингидратом (25%), что уменьшило вероятность возникновения неустойчивого горения.
7. Модифицирован межбаковый отсек первой ступени в расчете на крепление подвесных твердотопливных ускорителей.
8. Предусмотрено использование двух твердотопливных ускорителей.
9. Модифицирована подмоторная рама ЖРД первой ступени в расчете на крепление подвесных ускорителей.
10. Давление в камере сгорания ЖРД «Викинг-5» на первой ступени увеличено с 53.5 до 58.5 атм.
Характеристики ЖРД отдельных ступеней и стартовых ускорителей ракеты «Ариан-3»:
Название и число двигателей | Топливо (масса, т) | Тяга, т | Давление в камере сгорания, атм | Продолжи-тельность работы, с | |
Стартовые ускорители | 2 РДТТ | Твердое (2х7.3) | 70 | 26-30 | |
Первая ступень | 4 ЖРД «Викинг-5» | N204 (94.2) НДМГ+гид- разингидрат (50.9) | 67 (на уровне моря) |
58.5 |
142 |
Вторая ступень | 1 ЖРД «Викинг-4» | N2O4 (21.7) НДМГ+ гид-разингидрат (11.8) | 77 (в вакууме) |
58.5 |
140 |
Третья ступень | 1 ЖРД НМ-7 | Н2 (2.4) О2 (8.1) | 6 (в вакууме) |
35 |
735 |
Другое по технологическим наукам
Закон Ленца
В развитии
современных средств связи основополагающую роль сыграли открытия в области
электромагнетизма, сделанные в XIX в. учеными разных стран – М. Фарадеем, Д.К.
Максвеллом, Г. Герцем.
После
открытия Фарадея многие явления, связанные с электромагнитной индукцией,
оставались недостаточно яс ...