Западноевропейские ракеты-носители серии Ариан

Западноевропейская организация ESA в 1983 году занималась разработкой ракет-носителей «Ариан-2» и «Ариан-3», представляющие собой усовершенствованные варианты эксплуатируемой в настоящее время ракеты-носителя «Ариан-1». Ракета «Ариан-1» может вывести на орбиту с высотой перигерия 200 км, высотой апогея ~ 36 000 км и наклонением 8° полезную нагрузку массой 1780 кг, ракета «Ариан-2» - 2210 кг, ракета «Ариан-3» – 2580 кг. Ракета «Ариан-3» представляет собой ракету «Ариан-2», дополнительно оснащенную стартовыми ускорителями. Первой была запущена ракета «Ариан-3».

Ниже перечисляются основные отличия ракеты «Ариан-3» от ракеты «Ариан-1» (на рис. 1 показано местоположение элементов и узлов ракеты «Ариан-3», имеющих эти отличия).

1. Изменена форма (с конуса) на двойной конус) носка головного обтекателя, что позволило увеличить объем для размещения полезной нагрузки без увеличения длины и максимальной длины обтекателя.

2. Увеличена на 0.5 м длина конструкции «Сильда», размещаемой под головным обтекателем, что позволяет выводить на орбиту два спутника PAM-D.

3. Удлинен баковый отсек третьей ступени, что позволило увеличить запас топлива (жидкий водород и жидкий кислород) на ступени с 8 до 10.5 т.

4. Давление в камере сгорания ЖРД НМ-7 на третьей ступени повышено с 30 до 35 атм.

5. Длина сопла ЖРД третьей ступени увеличена на 0.2 м, что позволило повысить удельный импульс примерно на 4 кг*с/кг.

6. Давление в камере сгорания ЖРД «Викинг-4» на второй ступени увеличено с 53.5 до 58.5 атм. В этом ЖРД, а также в ЖРД, «Викинг-5» на первой ступени, в качестве горючего используется не чистый несимметричный диметилгидрозин (НДМГ), а смесь НДМГ (75%) с гидразингидратом (25%), что уменьшило вероятность возникновения неустойчивого горения.

7. Модифицирован межбаковый отсек первой ступени в расчете на крепление подвесных твердотопливных ускорителей.

8. Предусмотрено использование двух твердотопливных ускорителей.

9. Модифицирована подмоторная рама ЖРД первой ступени в расчете на крепление подвесных ускорителей.

10. Давление в камере сгорания ЖРД «Викинг-5» на первой ступени увеличено с 53.5 до 58.5 атм.

Характеристики ЖРД отдельных ступеней и стартовых ускорителей ракеты «Ариан-3»:

 

Название и число двигателей

Топливо

(масса, т)

Тяга, т

Давление в камере сгорания, атм

Продолжи-тельность работы, с

Стартовые ускорители

2 РДТТ

Твердое

(2х7.3)

70

 

26-30

Первая ступень

4 ЖРД

«Викинг-5»

N204

(94.2)

НДМГ+гид-

разингидрат

(50.9)

67

(на уровне моря)

58.5

142

Вторая ступень

1 ЖРД

«Викинг-4»

N2O4

(21.7)

НДМГ+ гид-разингидрат

(11.8)

77

(в вакууме)

58.5

140

Третья ступень

1 ЖРД

НМ-7

Н2

(2.4)

О2

(8.1)

6

(в вакууме)

35

735

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по технологическим наукам

Системы контроля давления в шинах
Интерес к проблеме контроля давления в шинах в последнее время значительно возрос, и произошло это благодаря тому, что в США вступает в силу требование Национальной администрации по безопасности на транспорте (NHTSA) об обязательном наличии датчиков давления на всех новых автомобилях 2006 модельно ...