Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны

Подлинный героизм и мужество проявляли медицинские работники. Политрук медсанвзвода И. К. Лесных в ночь с 5 на 6 июня обнаружил бомбоубежище, в котором завалило десятки людей. Не дожидаясь, пока прекратится бомбардировка, взвод быстро раскопал бомбоубежище и спас находившихся там людей.

Во время бомбёжек были и тяжёлые утраты. На боевом посту погиб директор филиала автозавода Герасим Кузьмич Парышев, начальник кузнечного цеха Иван Васильевич Китаев, новаторы производства Григорий Иванович Масленников и Иван Леонтьевич Лышнов. Посмертно они были награждены орденом Отечественной войны I степени. Бережно сохраняя память о прославленных товарищах, автозаводцы назвали их именами улицы, рабочие посёлки.

Но фашисты по-прежнему продолжали свои налёты. С 4 по 22 июня 1943 года гитлеровцы методично в одно и то же время появлялись над автозаводом.

Автозаводу был нанесён значительный ущерб. Многие цехи были разрушены или основательно повреждены, выведен из строя ряд энергосооружений, серьёзно повреждены магистральные коммуникационные сети, нарушен поточный производственный цикл. Всего на предприятии было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тысяч метров конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тысяч комплектов электроаппаратуры и приборов и др.

Но тем не менее завод-гигант, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать. К восстановительным работам были привлечены крупнейшие горьковские заводы: "Красное Сормово", "Двигатель революции", "Красная Этна", авиационный завод имени Орджоникидзе и другие предприятия.

На восстановлении завода счёт шёл на дни и на часы. Всеми владела одна мысль - как можно быстрее поднять разрушенные цехи и корпуса, отстроить родной завод, пустить производство на полную мощность.

В героические дни восстановления в ходе социалистического соревнования возникло движение за скоростной ремонт оборудования, инициатором которого была бригада слесарей Султана Ибрагимова из ремонтно-механического цеха. Новый, прогрессивный метод, применённый патриотами, опроверг технические расчёты, которые показывали, что на ремонт выведенных из строя станков необходимо затратить 2 282 тысячи человеко-часов, что требовало более 3 тысяч ремонтников. Каждый член бригады выполнял определённую операцию: малоквалифицированные рабочие производили разборку станков и очистку деталей, ремонтники средней квалификации - шабровку плоскостей и сборку узлов, бригадир занимался окончательной сборкой и отладкой станка. Вместо 40-50 дней бригада С. Ибрагимова отремонтировала первый станок за 9 дней, второй - за 8, третий - за 6, четвёртый - за 5 дней. В исключительно короткие сроки было отремонтировано 50 станков.

Большое значение получило замечательное движение мастеров, старых кадровых рабочих - вставать в свободное время за станки и трудиться рядовыми рабочими. Инициатором соревнования стал мастер А. Н. Воронов. В начале июля он обратился ко всем мастерам инструментально-штампового цеха с призывом явиться в выходной день в цехи и встать к станкам. Вызов приняли 126 мастеров. Опытные производственники поистине творили чудеса. А. Н. Воронов, работая на трёх станках, выполнил норму на 825%; не отставали от него мастера А. Ф. Удод, В. И. Любимов, Н. А. Немыкин и другие. 126 патриотов сделали в этот день норму 500 человек. В следующее воскресенье за станками уже работали 400 мастеров. Соревнуясь, они выполняли по 6-8 норм. В один из выходных дней мастер А. Ф. Удод дал 860%, В. Ф. Фокин - 800, А. П. Соколов - 720, В. Я. Павлов - 625%. Четыре мастера заменили труд 30 человек. Молодые рабочие гордились трудовыми достижениями наставников. Молодёжь стремилась овладеть секретами совершенства своих профессий.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое по технологическим наукам

Георг Ом. Нелегкий путь к славе
Каждый школьник хорошо знает фундаментальный закон электрической цепи, открытый выдающимся немецким ученым Георгом Омом. Простое на первый взгляд соотношение между электрическим током, напряжением и сопротивлением, установленное Омом, потребовало от него не только глубоких знаний, но и огромно ...