Введение в ХХ век. Что такое модернизация

Дело, однако в том, что никакое это не объяснение. Понять поступки и мироощущение людей недавнего прошлого (XIX - XX века) довольно просто, ибо мы живем в тех же или очень похожих условиях. Эти условия обозначаются понятиями ИНДУСТРИАЛЬНОГО и ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА, анализу сущности которых и будет посвящена основная часть этого курса.

Любое же общество от первобытной общины охотников до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать ТРАДИЦИОННЫМ АГРАРНЫМ ОБЩЕСТВОМ.

3. Смысл этого понятия гораздо шире, чум обычно представляют, ибо речь идет не только о господстве сельского хозяйства в экономике.

Можно назвать целый ряд особенностей традиционного аграрного общества в экономике, социальном и политическом устройстве, культуре. Эти особенности представляют собою яркий пример исторической модели, которая рисует целостную картину прошлого, позволяющую понять логику даже самых странных для нас поступков и мыслей людей.

Итак:

- В ЭКОНОМИЧЕСКОМ отношении аграрное общество, как легко видеть из его названия, основано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси (ряд можно продолжить), но и основанном на скотоводстве, как все кочевые степные державы Евразии (Тюркский и Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.), и даже на рыбной ловле в исключительно богатых рыбой прибрежных водах Южного Перу (речь идет, разумеется о доколумбовой Америке). Помимо других экономических особенностей, вытекающих из такого типа хозяйства, отдельно следует назвать следующее. Вообще говоря, распределение произведенного в обществе продукта и (или) средств его производства (например, земли) может идти двумя путями: либо весь этот производственный продукт собирается в "общий котел" и распределяется в соответствии с общественным положением каждого, определяемом в каждом случае по разным критериям (происхождение, нужда, особые заслуги или способности, например, магические и т.д.), и такой путь называется РЕДИСТРИБУЦИЕЙ (а экономические отношения РЕДИСТРИБУТИВНЫМИ, то есть перераспределенными), либо существует система эквивалентного обмена продукта, произведенного одними людьми на произведенный другими, и такой способ называется РЫНКОМ. Характерным для традиционного аграрного общества является господство редистрибутивных отношений, которые могут выражаться в самых разных формах: централизованное государственное хозяйство древнего Египта или Месопотамии, средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д. Однако, не следует думать, что редистрибуция является единственно возможным способом хозяйственной жизни аграрного общества. Она доминирует, но рынок в той или иной форме всегда существует, а в исключительных случаях может даже приобретать ведущую роль (самым ярким примером является хозяйство античного Средиземноморья). Но как правило, рыночные отношения ограничивается узким кругом товаров, чаще всего предметов престижа: средневековая европейская аристократия, получая все необходимое в своих поместьях, покупала в основном украшения, пряности, дорогое оружие породистых лошадей и т.п. Кстати, средневековое европейское натуральное хозяйство является именно формой редистрибуции: достаточно вспомнить, что верховным собственником земли считается король, император и даже сам Господь Бог, а любой феодал, вступая во владение своим (пусть даже реально наследственным) поместьем, символически передавал его сеньору (в "общий котел") и получал его назад, принося вассальную присягу. Естественно, что такой хозяйственный строй как правило не способствовал развитию городов, и подавляющее большинство населения было сельским.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

Япония в послевоенный период
В течение длительного исторического периода Япония развивалась, подвергаясь культурному влиянию таких стран-соседей, как Китай и Корея, и поддерживала связи [только] с этими странами. В XV-XVI вв. в Японию проникли португальские и испанские миссионеры, благодаря которым страна впервые соприкоснула ...