Введение в ХХ век. Что такое модернизация

По материалам лекций по истории западной цивилизации XX века Б. М. Меерсона и Д. В. Прокудина

1. Пусть читателя не пугает то, что введение в историю ХХ века начинается с конца средневековья. Ничего удивительного в этом нет. Удивлять должно обратное: почему не с античной истории, не VII - VI веков до РХ? Ведь именно тогда появляются такие основополагающие понятия западной истории, как демократия, рынок и т.д.

Дело в том, что именно в XV - XVII веках после РХ в Европе происходит рождение общества, коренным образом отличающегося от всех предшествующих и ставшего фундаментом современного.

В связи с этим мы предполагаем заняться несколько необычным для школьного курса истории делом. В школе, да и в науке, происходят закономерные, но неоправданные вещи. Утратив обязательное идеологическое обоснование, история рискует превратиться в некое подобие средневековой хроники, отказываясь от сколько-нибудь вразумительного осмысления излагаемых фактов, или, в худшем случае, перепевая все те же магические формулы о "производительных силах" и "производственных отношениях", разве что не сопровождающихся всесильными и верными цитатами.

Что, однако, плохого в чистой истории событий? Как просто, а главное удобно: обучение истории сводиться к механическому запоминанию дат и имен. При этом исчезает намек на работу мысли, а потому закономерно пропадает всякий интерес к предмету.

Современная историческая наука выделяет наряду с историей событий историю процессов, осмысливающую и объясняющую эти события. Деятельность историка понимается как строительство моделей прошлого, опирающееся на известные факты, но исходным своим пунктом имеющие теоретические понятия и гипотезы, несущие высокую концептуальную нагрузку. Таким образом факты являются строительным материалом гипотез и выводов, но не более того. Дом, хотя и построен из кирпичей, не представляет собой их груду. Так и история строится из фактов, но не ограничивается ими. Необходимы идеи и теоретические понятия, связывающие эти факты-кирпичи и служащие чертежом дома-истории.

А потому и начнем с понятий.

2. Одна из самых больших трудностей в понимании древней, средневековой и даже части новой истории, с большим трудом преодолеваемой учениками, заключается в том, что образ мысли, поведение, чувство и само мироощущение людей того времени совершенно непонятны человеку ХХ века. В лучшем случае описание этого мироощущения выливается в сухие схемы. Так например, современному школьнику довольно сложно понять, как можно устроить войну из-за вопроса о том, на каком языке читать псалмы (гугенотские войны во Франции); как можно организовывать походы большой части европейского рыцарства за тридевять земель воевать за Гроб Господень, повторяя их в течении нескольких столетий (крестовые походы); как можно счесть смертельным оскорблением тот факт, что твой сосед по столу взял кусок мяса до тебя, хотя твой пра-прадедушка поступил на службу к великому государю на полгода раньше, чем его (местничество в России); как можно считать подозрительным и лишать простейших человеческих прав твоего соседа только за то, что его предки несколько веков назад не были внесены в списки гражданской общины (метэки в полисах древней Греции);наконец, как можно в течении нескольких лет всерьез спорить о том, являются ли жители новооткрытых земель людьми или же порождениями злого духа и подлежат ли они в связи с этим крещению или же уничтожению (спору в Католической Церкви об американских индейцах). Обычная реакция школьника на такие дикие с его точки зрения поступки - объяснение их глупостью и "неразвитостью" его предков. Чем ближе к современности, тем понятнее становится школьнику поведение людей, и объясняет он это постоянным победным шествием прогресса.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по технологическим наукам

История телеграфа
Люди всегда находили способы связи на расстоянии. Костры, мерцавшие на вершинах холмов во мраке доисторических времен, предупреждали отдаленные племена о приближении противника или о том, что стаи диких зверей перебираются на новые места. В XVII веке, когда англичане начали эксперименты с семафорам ...