Естествознание и техника в Росиии XX в.

АЛЕКСАНДРОВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1903–1994)

Физик, руководитель исследований и разработок по атомной науке и технике в СССР, академик АН СССР (1953), в 1975–1986 гг. — президент АН СССР, лауреат Ленинской (1959) и Государственных (1942, 1949, 1951, 1953) премий. Один из основателей советской ядерной энергетики. Работы посвящены ядерной физике, физике твердого тела, физике полимеров, ядерному реакторостроению. В годы Великой Отечественной войны руководил работами по защите кораблей от магнитных мин.

После войны вместе с И. В. Курчатовым возглавлял работы по советскому атомному проекту. Руководил сложными и трудоемкими физическими исследованиями и разработками, направленными на мирное и военное использование атома. Будучи с 1960 г. директором Института атомной энергии им. И. В. Курчатова, многое сделал для решения научных и технических проблем ядерной энергетики. Под его руководством был создан ряд мощных водо-водяных реакторов. Внес большой вклад в решение проблемы использования атомной энергии на флоте. Был научным руководителем первого в мире надводного судна с ядерным двигателем — атомного ледокола "Ленин", а также атомоходов "Арктика" и "Сибирь".

АЛИХАНОВ АБРАМ ИСААКОВИЧ (1904–1970)

Физик-экспериментатор, академик (1943), лауреат Государственных премий СССР (1941, 1948, 1953).

Один из участников советского атомного проекта. Работы посвящены ядерной физике, физике космических лучей, физике и технике ядерных реакторов, ускорительной технике, физике элементарных частиц.

Принимал участие в создании первых советских ядерных реакторов, возглавлял создание ядерных реакторов на тяжелой воде. В 1949 г. под его руководством был осуществлен пуск первого советского исследовательского ядерного реактора на тяжелой воде. Внес значительный вклад в создание экспериментальной базы физики высоких энергий. Участвовал в сооружении первого в стране протонного синхротрона, стоял у истоков проекта Серпуховского протонного ускорителя.

АНТОНОВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ (1906–1984)

Авиаконструктор, академик (1981), лауреат Ленинской (1962) и Государственной (1952) премий.

Под его руководством создан ряд самолетов; в том числе АН-22 "Антей", на котором в 1965 г. был установлен абсолютный мировой рекорд, продержавшийся 16 лет: груз массой в 100,44 т подняли на высоту 7,848 м. Позднее в опытно-конструторском бюро (ОКБ), носящем имя Антонова, был разработан тяжелый военно-транспортный самолет АН-124 "Руслан", на счету которого около 30 мировых рекордов.

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ "ЛЕНИН"

Впервые в мире введен в строй в 1959 г. Имел параметры: длина 134 м, ширина 27,6 м, водоизмещение 17 277 т. Общая мощность главных паровых турбин – 32,4 мвт, скорость на воде, свободной от льда, — 36,5 км/ч, толщина обшивки достигала 52 мм.

Использовался в целях продления навигации в замерзающих портах и для проводки судов во льдах.

АРТОБОЛЕВСКИЙ ИВАН ИВАНОВИЧ (1905–1977)

Создатель научной школы в области теории машин и механизмов, академик (1946).

Автор важнейших трудов по классификации, кинематике и кинетостатике плоских и пространственных механизмов, по созданию машин автоматического действия. Разработал методы кинематического анализа механизмов. Написал четырехтомный труд "Теория пространственных механизмов", в котором описал и систематизировал 4 тысячи механизмов, применяемых современной техникой.

В 1967 г. ученому была присуждена почетная международная награда — медаль имени Дж. Уатта.

БАКУЛЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1890–1967)

Один из основоположников сердечно-сосудистой хирургии, академик (1958), лауреат Ленинской (1957) и Государственной (1949) премий.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по технологическим наукам

Автомобиль и власть
В каждой стране, большой или малой, есть особый гараж – он обслуживает высших руководителей государства. Автомобили, в которых ездят монархи и президенты, должны работать безотказно, а водители – вести машины уверенно и быть готовыми с честью выйти из любой сложной ситуации. Такой гараж есть ...