Радиоэлектронное вооружение

Антенное устройство станции “Молния”, совмещенное с антенной системы управления ракетным оружием, обеспечивало в двух заданных диапазонах пеленгование равносигнальным методом направления излучений с достаточно высокой точностью. Создание этой станции подтвердило возможность загоризонтного приема и пеленгования излучений работающих корабельных РЛС обнаружения на удалении до 150-350км (в зависимости от условий ДТР). Заложенные в разработку станции технические решения носили оригинальный характер и были защищены авторским свидетельством на изобретение (А.П.Цветков, В.Н.Самсонов, К.И.Селивестров, В.В.Павлов, Ю.И.Гусев, Г.М.Бабаева, В.М.Калашников, А.Д.Тамберг, П.А.Нечесов и В.Н.Гомзяков).

Несмотря на полученные в процессе испытаний станции “Молния” положительные результаты, это направление создания средств загоризонтного обнаружения надводных целей не получило дальнейшего развития для вооружения подводных лодок. Основной недостаток созданной системы состоял в необходимости всплытия подводной лодки (ПЛ) в надводное положение для ее боевого использования и последующего применения оружия.

Последующее развитие пассивных РЛС для ПЛ предусматривало возможность их работы из перископного положения. При этом размеры антенн ограничивались возможностями и габаритами шахт подъемно-мачтовых устройств, проникающих внутрь прочного корпуса ПЛ, что не обеспечивало необходимой для решения задачи целеуказания точности пеленгования источников излучений. Поэтому задача выдачи загоризонтного целеуказания оружию этими средствами в дальнейшем не ставилась.

Второе направление создания комплексов освещения надводной обстановки и целеуказания ударному ракетному оружию с включением в состав этих комплексов в качестве основного средства загоризонтного обнаружения целей пассивных РЛС получило широкое развитие для надводных кораблей ВМФ.

Первой комплексной системой этого класса стала принятая в 1973г. на вооружение ВМФ система “Титанит”, в состав которой вошли различные по способам обнаружения источники информации о надводной обстановке (автономные каналы активной и пассивной РЛС обнаружения и канал приема информации от систем типа “Успех-У”), средства обработки и отображения информации, канал взаимного обмена информацией и взаимного ориентирования (ВЗОИ-ВЗОР) кораблей тактической группы в интересах управления совместными боевыми действиями кораблей, а также навигационная РЛС. Объединение в одной системе указанных средств обеспечивало достаточную надежность и гибкость в решении задач целеуказания, а наличие канала

ВЗОИ-ВЗОР позволило увязать пространственно-разнесенные источники информации и ракетное оружие отдельных кораблей в единую систему обнаружения целей и использования оружия в масштабе тактической группы кораблей.

За создание системы “Титанит” Государственной премии удостоены: Б.Ю.Тука (главный конструктор), В.П.Соловьев, В.В.Данилевич, В.Л.Черевко, В.Н.Плотников, В.А.Щекин-Кротов, В.В.Колесник, В.А.Забушевич, В.П.Нарбут, Ю.Н.Букашко и А.Д.Лабутин. Система в целом защищена авторским свидетельством на изобретение (И.В.Кудрявцев, В.Н.Коломиец, В.А.Драпий, В.Ю.Лапий, А.М.Подгурский, Б.Ю.Тука, В.Л.Черевко, В.А.Щекин-Кротов, А.Д.Лабутин, Е.Т.Липатов, Г.И.Максимов, А.А.Никитин и П.А.Фриденштейн).

Система “Титанит” позволила сократить массогабаритные характеристики, потребляемую мощность и количество обслуживающего личного состава, что обеспечивало ее размещение даже на кораблях малого водоизмещения. Однако уровень комплексирования системы исключал возможность модульного комплектования аппаратуры системы для кораблей других проектов без коренной переделки всей системе и практически исключал возможность ее модернизации. Этот недостаток был устранен в базовом ряде систем типа “Монолит”, необходимость создания которых была обусловлена усложнением условий их функционирования, дальнейшим развитием ракетных комплексов и строительством новых проектов кораблей, вооруженных более современным ударным оружием.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9

Другое по технологическим наукам

Научные проблемы кораблестроения и их решение
Создание современного корабля основывается на достижениях многих наук, и, прежде всего на науках, изучающих мореходные характеристики корабля, архитектуру и прочность его корпуса, проблемы защиты от поражающего воздействия оружия, вопросы взрыво- и пожароопасности, скрытности от средств обнаружени ...