Перестройка танковой промышленности СССР

Вторая мировая война заслуженно именуется войной моторов, причем одной из ее отличительных черт было массовое использование танков. Хотя Красная армия вступила в Великую Отечественную войну, имея на вооружении 22.6 тыс. танков [1] (из которых 21.2 тыс. были легкими и многие из них требовали ремонта), первые операции сложились для нее настолько неудачно, что большая часть их была потеряна. Поэтому необходимо было радикально увеличить их производство. Однако в первый период войны СССР лишился значительной части территории, людских ресурсов и промышленного потенциала. На оккупированной в 1941 г. и летом 1942 г. части страны проживало 42% населения и производилась треть промышленной продукции. Несмотря на успешную эвакуацию большинства промышленных предприятий, много оборудования и рабочей силы оказалось утраченным [2]. Транспортная система не справлялась с резко возросшим объемом перевозок. Управление экономикой было дезорганизовано. В результате в 1942 г. объем производства важнейших видов промышленной продукции оказался значительно ниже, чем в 1940 г. и существенно уступал соответствующим показателям по Германии.

Исследователи, изучавшие историю Великой Отечественной войны, всегда высоко оценивали роль танковой промышленности в достижении Победы. Но из-за недоступности важных источников освещение работы советской военной промышленности, в том числе и танковой, было затруднено. Поэтому, как правило, ученые ограничивались лишь краткой оценкой результатов работы этой отрасли оборонной промышленности. И только после того как был открыт доступ к новым архивным документам, возможности для изучения данной проблемы возросли.

Практика показала, что существуют разные способы увеличения производства военной продукции. Например, в России в годы Первой мировой войны наибольший эффект принесло расширение уже существенных военных заводов [3]. Другой путь состоял в том, чтобы переводить на военные рельсы крупные объекты гражданской промышленности. Наконец, третьим вариантом решения данной проблемы является переход предприятий, частично занятых военным производством, к выпуску исключительно военной продукции. При этом каждый из перечисленных путей имел как плюсы, так и минусы, но в любом случае огромное значение имел количественный и качественный уровень военного производства мирного времени, и с этой точки зрения в СССР ситуация складывалась максимально благоприятно. С 1938 г. и вплоть до начала войны производство военной продукции росло в СССР высокими темпами. Было принято решение привлечь к производству танков дополнительно несколько крупных машиностроительных заводов. Тяжелые танки KB должен был начать производить Челябинский, а знаменитые Т-34 - Сталинградский тракторные заводы. В итоге к началу войны в Сталинграде уже стали выпускать небольшие серии боевых машин, а ЧТЗ мог приступить к производству KB в следующем квартале.

С началом войны стало очевидным, что прежние планы расширения военного производства не соответствуют сложившейся на фронте ситуации. Отвечавший за производство танков нарком среднего машиностроения В.А. Малышев обратился к руководству страны с предложениями о путях дальнейшего увеличения объектов производства этого вида вооружений. Вот что 28 июля 1941 г. писал он в дневнике:

"Прочел в газетах сообщение с фронтов о том, что происходят гигантские танковые сражения. Участвует от 4 000 танков одновременно. Хотя мы вступили в войну с порядочным запасом танков, но если так дело пойдет, то этих запасов будет мало. Очевидно, наши расчеты по потребности танков оказались заниженными. Надо раздувать дело с выпуском танков вовсю. Написал записку т. Сталину, в которой предлагаю ряд крупных машиностроительных заводов срочно перестроить на производство танков. Сегодня вызвал т. Сталин, говорил по моей записке. В общем одобрил, сказал подготовить конкретные предложения. 3 августа 1941 г. Часть моих предложений по переводу заводов на производство танков приняты. Вышли решения Государственного комитета обороны. Характерно то, что постановления . № 1 и № 2 вышли по танкам. История когда-нибудь отметит этот факт" [4].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по технологическим наукам

Ли де Форест и первые шаги электроники
Гении прокладывают дороги в науках, а люди, обладающие умом и вкусом, разравнивают и украшают их. Улучшение дорог следует рекомендовать, для того чтобы лучше переходить с одной стороны на другую. Г. К. Лихтенберг (1742–1799) Какой нации не хотелось бы назвать одного из своих сыновей из ...