Перестройка танковой промышленности СССР

В июне 1942 г. Малышев записал в дневник следующие слова Сталина:

"Наши танки превосходят заграничные, в том числе и немецкие, по своим техническим показателям, но уступают им в ходовой части . Надо иметь в виду, что теперь танкисты менее квалифицированы и поэтому танки надо делать проще, надежнее, а не рассчитывать на виртуозов . Новые танки делать пока не будем. Не надо отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки . К новым машинам вернемся через месяц - полтора, когда конструкторы закончат работу по улучшению существующих танков" [13].

Поэтому с лета 1942 г. основные усилия конструкторов НКТП были переключены с упрощения технологий изготовления на повышение надежности танков. В рамках работы над этой проблемой некоторые прежние решения были отменены. Кризисный период продолжался как минимум до второго квартала 1943 г. Это привело к тому, что освоение новых образцов бронетанковой техники в 1942 г. так и не было начато. Между тем когда в 1943 г. немцы начали активно использовать свои новые разработки - танки "Тигр" и "Пантера" - потребовалось в авральном порядке разрабатывать новые образцы советских вооружений, чтобы успешно противостоять им.

Среди самых сложных проблем первого периода войны наиболее остро стояло обеспечение предприятий рабочей силой. В ходе эвакуации потери здесь были даже выше, чем потери оборудования. Очень многие работники предприятий отказались по разным причинам покидать родные места. Часто они просто не успевали эвакуироваться из-за слишком стремительного продвижения противника. Наконец, многие рабочие и служащие вступили в народное ополчение. В результате при организации производства на новом месте предприятия столкнулись с катастрофической нехваткой рабочей силы.

Сталин прекрасно понимал всю важность производства танков, и 13 декабря 1941 г. ГКО постановил, что Наркомсредмаш, Наркомтяжмаш, Наркомлеспром, Наркомат минометного вооружения СССР и Наркомместпром РСФСР должны передать НКТП 19 тыс. рабочих. Наркоматы же передавали НКТП к 10 января 1942 г. только 3 152 человека и больше передавать отказались [14]. Они также испытывали проблемы с людьми и не могли дать больше, так как в этом случае их собственная деятельность оказалась бы под угрозой срыва. В этой ситуации на помощь НКТП пришел Наркомат обороны. 5 января 1942 г. он передал НКТП для работы на его заводах 13 тыс. человек из числа военнообязанных [15]. Наркомат обороны помогал НКТП и в дальнейшем: так, например, 13 мая 1942 г. заместитель наркома обороны Е.А. Щаденко выделил для НКТП 14.5 тыс. военнослужащих, выписывающихся из госпиталей [16]. Однако их квалификация была низкой. В свою очередь, руководство НКТП решило максимально сократить число вспомогательных рабочих, служащих и ИТР.

Определенное представление о том, из каких источников пополнялись ряды рабочих предприятий НКТН, могут дать сведения по заводу № 183. Эвакуировано из Харькова было 2.5 тыс. человек. В Нижнем Тагиле к ним присоединилось 6 234 производственных и 5813 вспомогательных рабочих с Уральского вагоностроительного завода. 550 рабочих прибыли из Мариуполя и других мест. В 1942 г. были приняты на работу еще 25 064 человека. Самым массовым источником пополнения рабочей силы оказались стройтрудколонны. Это были формирования Наркомата обороны, состоявшие из военнообязанных, признанных непригодными к использованию в других частях, в том числе и по национальному признаку [17]. Всего завод получил 9 200 человек из пяти стройтрудколонн, работавших до этого на территории завода. Еще 7 400 человек НКО передал заводу из числа ограниченно годных к военной службе. 8 719 человек были приняты на завод в порядке свободного приема. В основном это были подростки, женщины и пенсионеры. 1 903 человека поступили на завод из системы трудовых резервов [18].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

Виды реактивных двигателей, физические основы реактивного движения при разных скоростях
В современной авиации гражданской и военной, в космической технике широкое применение получили реактивные двигатели, в основу создания которых положен принцип получения тяги за счёт силы реакции, возникающей при отбросе от двигателя некоторой массы (рабочего тела), а направление тяги и движения о ...