Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны

Часом позже на площади у главной проходной состоялся общезаводской митинг. Один за другим поднимались автозаводцы на импровизированную трибуну. Их выступления были пронизаны одной мыслью - отдать все силы, а если потребуется, то и жизнь делу победы. Каждый сердцем чувствовал: перед таким единством, такой сплоченностью не устоять никакому врагу. Море рук взметнулось над площадью, когда единодушно принималась общая резолюция: "…Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!"

И тут же в президиум митинга стали поступать первые заявления с просьбой, с требованием немедленно направить их на фронт. Заявления патриотов, написанные по велению сердца на листочках из записных книжек, на бланках рабочих нарядов, на уголках утренних газет.

Многие участники митингов, сменив праздничную одежду на рабочие спецовки, в тот же день встали к станкам, агрегатам, машинам. Сознавая всю глубину опасности, которая угрожала Родине, автозаводцы поклялись работать не покладая рук, не считаясь со временем, чувствуя себя на заводе, как на линии огня, а у станков - как у орудий.

22 июня мастер инструментально-штампового отдела Шабанов вместе с рабочими своей смены шлифовщиком Дорогавцевым, слесарем Рыкалиным, фрезеровщиком Штоковым и другими выполняли ответственное задание, не выходя из цеха 21 час. В обычных условиях на эту работу потребовалось бы четыре дня. В тот же день строгальщик-многостаночник мастерской горячих штампов Н. Н. Тулумбасов на строжке ответственных деталей выполнил три сменные нормы. Смена мастера колесного цеха А. И. Бондарчука 24 июня добилась небывалого рекорда. При норме 2600 колес за смену было собрано 3030, на другой день - 3416. Лучший строгальщик ремонтно-механического цеха В. Д. Пастухов перевыполнил норму в 4 раза и после окончания смены до часу ночи работал над выполнением другого срочного задания. Подобных примеров трудового героизма были десятки, сотни.

В час суровых испытаний сотни автозаводцев начали осаждать партком, комитет комсомола, военкомат. В своих заявлениях они просили направить их добровольцами на фронт, чтобы с оружием в руках выступить на защиту своей Родины. 22 июня от автозаводцев поступило более 100 заявлений, 23 июня - 160 заявлений, число их росло с каждым днём.

Горячей любовью к своей Родине, глубокой верой в победу над врагом было проникнуто коллективное письмо автозаводцев своим товарищам, отъезжавшим на фронт. Опубликованное 1 июля 1941 г. на страницах областной газеты "Горьковская коммуна" и заводской многотиражки, оно призывало крепить единство фронта и тыла, отдать все силы на разгром врага: "Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулемётов, танков, самолётов, автомобилей … А если завтра страна призовёт нас в ряды Красной Армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдём беспощадно бить врага. У станков нас заменят жёны, матери, сёстры".

Ярким проявлением патриотизма, готовности автозаводцев встать на защиту Родины явилось создание народного ополчения. По велению сердца в народное ополчение шли люди разных возрастов и профессий. Всех их объединяло единое стремление - с оружием в руках отстоять свободу и независимость Отечества. За короткое время ополченцами стали около 10 тысяч автозаводцев. После напряжённого рабочего дня, несмотря на усталость, они обучались стрелковому делу, умению владеть винтовкой, пулемётом, гранатой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

Первые полеты
Когда 17 октября 1891 года публика хлынула в распахнутые двери выставки на Елисейских полях, «гвоздя» экспозиции – летательного аппарата «Эол» французского инженера Клемана Адера – уже не было на месте. Загадочная машина, о которой мало что знали даже вездесущие газетчики, исчезла с выставки за не ...