История ОАО ГАЗ

За успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании славному коллективу 33 раза присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Это знамя как символ мужества и трудового героизма автозаводцев передано им на вечное хранение.

Автозаводцы помогали фронту не только своим доблестным трудом. Уже в первые дни войны на автозаводе, как и по всей стране, началось могучее движение по созданию фронта обороны, оказанию всесторонней помощи фронту. Автозаводцы заявили о своей готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолетов, танков, пушек и другой боевой техники. Рабочие, инженеры, техники принимали решения об отчислении в фонд обороны части своего заработка, компенсаций за неиспользованные отпуска. Рационализаторы и изобретатели перечисляли в этот фонд вознаграждения. Трудящиеся вносили в этот фонд облигации государственных займов, ценности, подписывались на военные займы. Широкий размах на автозаводе приобрело патриотическое движение по сбору средств на строительство эскадрильи и танковых колонн. Своими личными сбережениями автозаводцы стремились еще более укрепить мощь Советских Вооруженных Сил, приблизить день победы.

В эти трудные годы испытаний многие автозаводцы ушли на фронт, отдали жизнь за независимость Родины и защитили Отечество. Их мужество, отвага и героизм отмечены орденами и медалями. 35 присвоено звание Героя Советского Союза.

Послевоенное время

Страна вновь вернулась к мирному труду. Необходимо было в кратчайшие сроки ликвидировать тяжелые последствия войны, определить конкретные пути восстановления и развития народного хозяйства страны. Постановление Государственного Комитета Обороны “О восстановлении и развитии автомобильной промышленности”, принятое в августе 1945 года, явилось конкретной программой действий многотысячного коллектива горьковских автомобилестроителей в послевоенный период.

Многие из цехов пришлось перестраивать, расширять. В 1946 году было перемонтировано и смонтировано заново 4036 единиц оборудования.

Горьковским автомобилестроителям предстояло освоить выпуск новых моделей, сконструированных еще в годы воины, грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-63 и легкового автомобиля “Победа”.

Особого внимания заслуживает легковой автомобиль М-20 “Победа”. Ему было суждено стать не просто этапным, а вписать яркую страницу не только отечественного, но и мирового автомобилестроения. Это была настоящая победа наших конструкторов, сумевших предвосхитить события, обогнать время. “Победа” была первым советским автомобилем с несущим кузовом, первым в мире серийным автомобилем с кузовом “бескрылой” формы. Независимая подвеска передних колес, двигатель с тонкостенными вкладышами коленчатого вала, термостат в системе охлаждения, гидравлический привод тормозов - все это впервые нашло применение на автомобилях ГАЗ. Новый автомобиль не только превосходил своих предшественников по прочности, надежности, топливной экономичности и комфортабельности, но и находился на уровне лучших зарубежных образцов своего класса. За создание “Победы ” и освоение производства группа инженеров под руководством главного конструктора А.А.Липгарта была отмечена Государственной премией СССР. Имя А.А.Липгарта стоит в одном ряду с известными автоконструкторами страны. Заслуги его в области создания и развития отечественной школы конструирования автомобилей неоспорима. За 18 лет работы Андрея Александровича на посту главного конструктора завода коллектив ГАЗа разработал и выпусти такие автомобили, как: М-1, М-20 “Победа”, ГАЗ-12 “ЗИМ”, ГАЗ-61, ГАЗ-67, ГАЗ-69, Т-60, Т-70, СУ-76, БА-64 и др. У Липгарта было редкое сочетание таланта конструктора с врожденными способностями лидера, организатора. Пятикратный лауреат Государственной премии СССР был компетентен не только в конструировании, но и в технологии машиностроения, учитывал интересы не только завода , но и всего народного хозяйства.

Освоение новых автомобилей происходило одновременно с наращиванием выпуска прежних моделей. В декабре 1945 года были собраны первые грузовики ГАЗ-51, а в июне 1946 года начался их массовый выпуск. 28 июня 1946 года на небольшом участке, расположенном в цехе автоматов, собирается первая “Победа”.

Во втором полугодии 1949 года автозаводцы приступили к подготовке и освоению производства нового лимузина - легкового автомобиля большого класса ГАЗ-12. Освоение серийного выпуска автомобиля ГАЗ-12 представляло собой большой шаг и в то же время способствовало дальнейшему улучшению качества уже выпускаемой легковой машины “Победа”.

В октябре 1950 года первая партия комфортабельных автомобилей ГАЗ-12 с эмблемой в виде бегущего оленя была отправлена потребителям. За разработку конструкции и освоение производства лимузина ГАЗ-12 группе работников автозавода была присуждена Государственная премия СССР. Более высокой ступенью в развитии советского автомобилестроения стало создание совершенного и экономичного легкового автомобиля ГАЗ-21 “Волга”. 15 октября 1956 года была изготовлена первая машина . Первая партия автомобилей направляется в Москву. Она предназначалась для участников VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего летом 1957 года. На всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году “Волга” ГАЗ-21, “Чайка” ГАЗ-13 и ГАЗ-52 были отмечены высшей наградой выставки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по технологическим наукам

До полной ocтановки
Говорите, тормоза придумали трусы? Что ж, хвала им, быстро сообразившим, что даже гужевой повозке, если, конечно, запрячь в нее не пару флегматичных волов, а четверку бодрых скакунов, просто необходимо какое-то приспособление для быстрой остановки. Тормоза первых автомобилей были построены по г ...