Кто придумал самовар

Слово "самовар" среди непереводимых на другие языки всем известных русских слов, наверное, самое раннее, хоть как-то связанное с техникой. А из всех знаменитых русских изобретений самовар, как ни приспосабливай, не используешь для военных целей. Поэтому к нему такая симпатия и, может быть, потому же забыты его изобретатели. И неизвестно, когда появился самый первый.

Среди бесчисленного множества самоваров, скованных в России, был один пролежавший четыре года на Екатеринбургской таможне, с 1740-го по 1744 год. "Самовар с прибором медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы, ценою в 4 рубля 80 копеек", - записали профессионально бесчувственные таможенники и не выказали удивления увиденным. Изделие доставили 7 февраля 1740 г. 1 с р.Чусовой, с Курьинской пристани Акинфия Демидова, вместе с 6-ю кадями меда и 6-ю кулями орехов. За провоз товаров неуказной дорогой пострадали жители Иргинского завода Петра Осокина 2 .

Ранее этого письменного известия ничего о самоварах не сохранилось, а потому нелишне объяснить, откуда ехали те люди, откуда везли 16 фунтов меди в сплаве с оловом.

За место на речке Иргине, притоке Сылвы, рядом с рудной горой Красный Яр бились с 1727 г. две компании - трое московских купцов с калужанином против посадских людей из города Балахны, двоюродных братьев Петра и Гаврилы Осокиных. Казна поддержала Осокиных, поверив, что начнет получать десятину медью ровно через три года после пуска завода, как в общем-то и положено. Реалисты-москвичи обещали только железный завод, а десятину платить медной рудой, и тем никого уже не могли удивить в здешних местах.

Завод братьев Осокиных выдал первую медь в декабре 1728-го, едва не был смыт вешней водою через два года, десятину начал выплачивать с грехом пополам через шесть лет, за первые десять лет настоял простоями почти четыре года. Иргинская медь была железиста, хотя и годилась для монетной чеканки в Екатеринбурге; иргинское железо не шло далее хозяйских соляных промыслов.

Откуда Осокины набрали людей, никто толком не знал, и лишь изредка в Екатеринбурге получали жалобы от кунгурского воеводы: "В Суксунский и Иргинский заводы приходят пришлые люди многое число непрестанно, а какие они урожденцы, того не объявляют, а приказчики о том виду не дают. Пришлые те, приходя со оных заводов, чинят Кунгурского уезда крестьянам бои и смертные убийства и, учиня бой, убегают на оные заводы". Заводские приказчики тоже жаловались - друг на друга. Начинались нескончаемые тяжбы за ближние рудники и леса, Иргина и Суксун превращались в злейших соперников.

Суксунский завод Акинфия Демидова имел своих мастеров, на Иргине мастерам неоткуда было взяться. Плавке меди в саксонских печах обучали местных два мастера из Екатеринбурга. Меднокотельного мастера Степана Логинова прислал Казанский бергамт, меднопосудного мастера Алексея Стрежнина прислал Пермский бергамт. Дело медной посуды уступало тогда прибыльностью разве что монетной чеканке, и на Иргине всерьез им заинтересовались после аварийного выпуска прудовой воды и убытков 1730 года.

Котельник Логинов подготовил двух мастеров, посудник Стрежнин набрал девятерых учеников и, проучивши год, самовольно отбыл восвояси. Алексей Емельянович Стрежнин, сольвычегодский посадский человек, был, кажется, единственный на Урале заводской посудный мастер, выросший из промысловых самоучек-листобойщиков и так и не вросший в поточное производство. Девятерых его учеников - мальчишек-подростков или чуть постарше - определили доучиваться к подготовленным Логиновым молодым котельникам Семену Зылеву и Ивану Смирнову. Так вот, это все была присказка. Любопытное начинается здесь.

Исключая сарапульца Зылева, десять человек из штата меднокотельной фабрики говорили "по-нижегородски" - земляки из Нижегородской губернии. Мастер Смирнов - раскольник из деревни Малиновки Нижегородского архиерейского села, семеро из девяти учеников родились в раскольничьих семьях сел Копосова и Козина вотчины Троице-Сергиева монастыря. Родители их бежали на Иргину в 1728 - 1730 гг. с несчетным количеством других староверов.

А проложил им всем дорогу, выбил для Осокиных место на Иргине и поднял завод пришлый крестьянин из того же Копосова Родион Федорович Набатов, иргинский приказчик. Он, пока мог, и скрывал известие, оглушившее горнозаводские власти в середине 1730-х гг. с началом заводских переписей. Когда вдруг открылось, что жители Иргинского завода - сплошь беглые староверы, большей частью из Нижегородской губернии, поминавшие архиепископа Питирима и "падение Керженца".

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другое по технологическим наукам

Проблемы специфики социодинамики русской культуры
Изучение социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе. Слово "социодинамика" происходит от соединения латинского слова "социум" - общество и греческого "динамика", что означает состояние движения, ход развит ...