Основоположник отечественной высокочастотной техники

В.П. Вологдин

В природе еще многое не взято для техники. Кто-то из крупных химиков говорил: «Техника использует лишь изюминки из пирога природы». Вот я и хочу отковырять еще одну такую изюминку.

В.П. Вологдин

В первые два десятилетия после изобретения радио в 1895 году для целей радиосвязи применялись искровые и дуговые генераторы электромагнитных волн. Искровые передатчики имели малый КПД, сравнительно небольшой радиус действия, были подвержены влияниям помех. Несмотря на это, искровые радиостанции использовались на гражданских и морских судах, в сухопутных войсках. В военно-морском флоте радиосвязь была единственным средством беспроводной связи.

Поиски учеными и инженерами более надежных средств связи привели к созданию дуговых генераторов незатухающих электромагнитных колебаний. До начала 20-х годов XIX века дуговые радиостанции широко использовались в разных странах. Дуговые генераторы (мощностью от единиц до тысячи киловатт) были первыми технически пригодными средствами получения незатухающих колебаний, но при этом не могли удовлетворять возрастающие потребности в беспроводной связи: работали неустойчиво, были капризны в настройке и обслуживании. Научные исследования и многочисленные эксперименты показали, что более перспективным средством получения незатухающих электромагнитных колебаний могут быть электрические генераторы высокой частоты.

Еще до изобретения радиосвязи успешные попытки создания электрических машин высокой частоты с большим числом полюсов и повышенной скоростью ротора были предприняты выдающимся сербским электротехником Н. Теслой (1856 – 1943). Одно из первых устройств высокой частоты для радиотехнических предприятий – машина американского инженера Р. Фессендена (1866 – 1932). В частности, в 1906 году на радиостанции была установлена его машина мощностью около 1 кВт при частоте 75 кГц. В США и Германии использовались машины высокой частоты мощностью до нескольких сотен кВт и частотой от 6 до 25 кГц.

Пионером отечественного высокочастотного машиностроения был талантливый инженер В.П. Вологдин, создавший ряд оригинальных конструкций, первая из которых была построена в 1912 году для флотских радиостанций.

Нелегкие годы учебы

Валентин Петрович родился в семье бывшего крепостного уральских промышленников Строгановых 22 марта 1881 года. Его отец П.А. Вологдин сумел закончить Земледельческую школу в Москве и работал горным смотрителем на одном из отдаленных рудников – Кувинском металлургическом заводе. Будучи «мастером на все руки», он создавал разнообразные устройства для облегчения труда рабочих, был и столяром, и слесарем. Свою любовь к труду и к чтению книг старался передать детям.

После переезда семьи в Пермь Валентин вслед за старшими братьями поступил в 1892 году в Пермское реальное училище. С юности он увлекался рассказами учителя физики о новейших открытиях в области науки и техники. Особенное впечатление произвело на нчудами техники» того времени – фонографом и кинематографом. По совету отца Валентин много читает.

В 1900 году он успешно выдержал экзамены в Петербургский технологический институт. Постоянно следил за физическими и электротехническими открытиями и вместе с тем живо откликался на важнейшие общественные события, принимал участие в демонстрациях революционно настроенных студентов. Во время одной из демонстраций его арестовали – два месяца пришлось просидеть в тюрьме. Устроиться после ареста в институт не разрешили, он должен был отбывать воинскую повинность.

Благодаря ходатайству одного из профессоров Технологического института он был зачислен в инженерные войска солдатом-чертежником и нередко вычерчивал схемы сложных артиллерийских укреплений. Одновременно изучал физику и механику, мечтал закончить институт. Через год ему разрешили сдать экзамены за третий курс. Но чтобы зарабатывать на жизнь, он вынужден был трудиться на механическом заводе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по технологическим наукам

Боевые самолеты
В течение тысячелетий человечество пыталось разгадать секреты полета. Ход человеческой мысли был вполне естественным: для полёта нужны крылья. «Вот у птиц есть крылья - они могут летать» - многие столетия думал человек, всеми правдами и неправдами пытаясь соорудить и приладить к себе устройства, т ...