Основоположник отечественной высокочастотной техники

Вологдина все больше увлекают электромагнитные явления. Своими руками он устраивает небольшую домашнюю лабораторию, проводит эксперименты по передаче и приему электромагнитных волн. После одного из докладов изобретателя радио А.С. Попова он навсегда «породнился» с радиотехникой.

По окончании Технологического института в 1907 году способному инженеру-технологу предложили остаться для подготовки к получению профессорского звания. Он посещает публичные лекции крупных ученых, что расширяет и углубляет его знания в новой области – высокочастотных электрических колебаний. При этом Вологдин, по его словам, не хотел быть «ученым-попугаем», преподносящим молодежи чужие открытия и выводы. Валентин Петрович подчеркивал, что хочет быть «чернорабочим от науки . и войти в науку не с переднего, а с черного хода». Для накопления таких знаний нужно было пойти на электротехнический завод и активно участвовать в производственном процессе.

С 1909 года Вологдин заведует испытательной станцией на первом русском электромашинном заводе Глебова, выпускавшем разнообразные электрические машины и аппараты. Он – единственный на предприятии русский дипломированный инженер – с завидной энергией устраняет недостатки в расчетах и изготовлении электротехнических устройств. Постепенно Валентин Петрович приобретает опыт конструктора-электромашиностроителя, становится известным специалистом в области радиотехники. Вскоре он получает приглашение в Кронштадтские офицерские классы для разработки отечественных генераторов повышенной частоты для корабельных радиоустановок, где все острее ощущалась потребность в более надежных средствах связи. В начале прошлого века радиотехническое оборудование в Россию поставляла немецкая фирма «Телефункен», но конструкция машин высокой частоты была далеко не совершенной, а стоимость – достаточно высокой.

Первое изобретение молодого инженера

Критически изучив зарубежные конструкции, В.П. Вологдин в 1912 году разработал собственный варианнный радиогенератор» мощностью 2 кВт при частоте 60 кГц вскоре стал применяться на флотских радиостанциях (изготовлялись на заводе Глебова). Спустя год, в 1913-м, Вологдин создает более мощную машину (6 кВт при частоте

20 кГц), которая использовалась для радиотелефонной связи между Гребным портом и Главным адмиралтейством в Петербурге на расстоянии до 5 км.

Творческие замыслы инженера не приостановило даже трагическое событие: во время пожара сгорел дотла завод Глебова, в огне погибло более десятка готовых машин. В.П. Вологдин становится начальником технического бюро на заводе «Дюфлон и Константинович» под Петербургом. Предприятие выпускало мощные генераторы, которые были дешевле зарубежных и надежнее в эксплуатации. Узнав об успехах инженера Вологдина, представители иностранных фирм приглашают его на работу, но он отвергает все предложения и мечтает создать собственную научную лабораторию.

Во время империалистической войны завод, где Валентин Петрович работал уже техническим директором, выпускал не только высокочастотные машины для радиостанций, но и генераторы для аэропланов, различную аппаратуру для военных установок. В 1915 году Вологдин разработал оригинальный генератор для самолета-гиганта «Илья Муромец».

«Ученый-специалист» Нижегородской радиолаборатории

Важный этап в творческих исследованиях В.П. Вологдина связан с Нижегородской радиолабораторией. В 1918 году Валентин Петрович получил конверт, вскрыл его и не поверил своим глазам: в России, где полыхала гражданская война, стояли фабрики и заводы, не хватало хлеба, по распоряжению Правительства в Нижнем Новгороде создавалась научная радиотехническая лаборатория, куда его приглашали в качестве «ученого-специалиста». Вскоре Вологдин был уже в пути. Вместе с пассажирами поезда, останавливавшегося посреди леса, отправлялся с топором для заготовки «пропитания» паровозу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по технологическим наукам

Устройство и классификация метательных машин
С названиями метательных машин в научной литературе царит ужасная неразбериха. На то есть четыре причины: – путаница между греческими, римскими и позднейшими системами классификации; – смешивание названий метательных машин вообще (катапульта) с названиями отдельных видов (скорпион, онагр); ...