Основоположник отечественной высокочастотной техники

Потребность в создании Научного радиотехнического центра, основанного летом 1918 года специальным декретом, подписанным В.И. Лениным, была чрезвычайно острой. После мировой войны 1914 года Россия осталась без прямой связи со своими союзниками – Англией и Францией. Срочно были построены две передающие искровые радиостанции в Царском Селе и на

Ходынском поле в Москве, в Твери оборудована приемная радиостанция. Необходимо было быстро создать научно-исследовательский и производственный центр для массового (по тому времени) производства электронных усилительных ламп, ранее поступавших из-за границы. Техническим руководителем радиолаборатории назначили воспитанника Петроградской Офицерской радиотехнической школы М.А. Бонч-Бруевича (1888–1940), создателя первой в мире генераторной электронной лампы с медным анодом, охлаждаемым водой. Он был блестящим ученым и педагогом, профессором кафедры радиотехники Ленинградского электротехнического института связи, членом-корреспондентом АН СССР. С 1928 по 1940 год им было получено более 60 патентов в области радиотехнл еще в Твери в 1915 году, но организовать ее производство было чрезвычайно трудно из-за отсутствия необходимых материалов и оборудования.

В.П. Вологдину для лаборатории отвели отдельное помещение. Позднее в 1920–1921 годах для испытания мощных генераторов высокой частоты была сооружена силовая электростанция. Валентин Петрович начал разрабатывать конструкцию машины высокой частоты значительно большей мощности по сравнению с той, которую он создал в 1913 году (6 кВт при частоте 20 кГц). Он стремился обеспечить высокую надежность машины и создать мощный электрический двигатель для вращения вала генератора. Мощность проектируемой машины должна была составить 50 кВт при частоте 20 кГц. Отдельные части машины изготавливались на нескольких нижегородских машиностроительных заводах. Особую трудность представляла прокатка очень тонких стальных листов для ослабления вихревых токов. Такой стали в России не изготовляли, и Вологдину пришлось использовать старые связи на двух уральских заводах, где удалось получить прокат листов нужной толщины.

Вопреки мнению многих специалистов Вологдин доказал целесообразность использования электродвигателя с зубчатой передачей. Необходимо было обеспечить высочайшую точность в изготовлении деталей: массивный ротор машины вращался со скоростью 200 м в секунду (на периферии ротора), а зазор между неподвижным статором и вращающимся ротором составлял всего 0,5 мм.

Ток высокой частоты от генератора поступал в трансформатор, а затем в колебательный контур и антенну. Для настройки антенны использовались специально разработанные вариометры. В 1922 году машина мощностью 50 кВт была построена и установлена на Октябрьской (бывшей Ходынской) радиостанции в Москве для радиосвязи с

Европой и США (рис. 1).

В том же году Нижегородская радиолаборатория была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а

В.И. Ленин в письме Наркому почт и телеграфов указывал, что он поддерживает занесение «профессоров Бонч-Бруевича и Вологдина на Красную доску».

Вскоре Вологдин начал проектировать машину еще большей мощности – 150 кВт. Она была изготовлена в 1925 году, когда Валентин Петрович уже работал в Ленинграде. Машина заметно превосходила иностранные аналоги, была более простой и дешевой. Обе машины 50 и 150 кВт были установлены на Октябрьской радиостанции. В 1922 году в статье «Радиосвязь в Германии и РСФСР», опубликованной в газете «Известия ВЦИК», отмечались достоинства конструкций машин Вологдина, признанные немецкими специалистами.

Не останавливаясь на достигнутом, В.П. Вологдин в 1921 году начал проектировать машины на 250 и 500 кВт, но их изготовление осуществить по ряду причин не удалось.

Следует отметить, что Бонч-Бруевич не был сторонником использования высокочастотных генераторов для целей радиосвязи, он подчеркивал несомненное преимущество электронных генераторных ламп, тем более что их производство требовало меньших средств и затрат материалов. В.П. Вологдин признавал перспективы приал, что для дальней радиосвязи мощные высокочастотные генераторы пока необходимы. Он прозорливо предвидел широкое применение в будущем токов высокой частоты в различных областях промышленности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другое по технологическим наукам

Боевые самолеты
В течение тысячелетий человечество пыталось разгадать секреты полета. Ход человеческой мысли был вполне естественным: для полёта нужны крылья. «Вот у птиц есть крылья - они могут летать» - многие столетия думал человек, всеми правдами и неправдами пытаясь соорудить и приладить к себе устройства, т ...