Авиация СССР в годы войны

Основную военную мощь военно-воздушных сил нашей страны того времени составляли истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики ТБ-3 и СБ-4-устарелые и, как показал опыт Испании, не идущие в сравнение с немецкими самолетами. Обстановка на заводе с каждым днем становилась все сложнее.Прибывало все больше оборудования эвакуированных предприятий.Одни из них до эвакуации выпускали истребители ЯК, другие-ЛАГГ. Пришлось, не теряя времени, организовывать два потока:наряду с ЛАГГом, который здесь уже производился, освоить производство и ЯКов.В отношении последних можно было опереться на эвакуированный сюда из Москвы серийный завод, приехавший со своей оснасткой и заделом по этим самолетам. Строго говоря, в налаживании производства ЯКов и заключалась цель моего командирования в Сибирь.Но дела сложились так, что пришлось прежде всего заняться наведением элементарного порядка в производстве ЛАГГов, а потом уже переключиться на организацию производства ЯКов.

История самолета ИЛ-2 поучительна.Вначале Ильюшин сделал опытный самолет ИЛ-2 в двухместном варианте.Экипаж самолета составляли летчик и стрелок-радист, который , сидя сзади летчика, занимался радиосвязью и, располагая пулеметной установкой, оборонял хвост самолета от нападения истребителей противника сзади.Для стрельбы вперед на ИЛ-2 было установлено мощное пушечное вооружение.Поэтому он не боялся нападения и спереди.Такой самолет прошел государственные испытания и его запустили в серийное производство еще до войны.Однако уже в ходе развернувшегося серийного производства Ильюшина заставили переделать двухместный штурмовик ИЛ-2 в одноместный.Военные считали , что скорость ИЛ-2 и высота его полета малы и, ликвидируя вторую кабину со стрелком-радистом и оборонительным пулеметом, имели в виду облегчить машину, улучшить ее аэродинамику и получить некоторое увеличение скорости и высоты полета.Но с первых дней войны ИЛ-2 в одноместном варианте без оборонительного заднего пулемета оказался беззащитен против вражеских истребителей. Немцы заметили эту слабую сторону штурмовика.Штурмовые части в первые месяцы войны стали нести большие потери.

Весь 1940 год и первую половину 1941 года, вплоть до начала войны, мы ежедневно занимались не только опытными самолетами, моторами, приборами, но и строительством и реконструкцией авиационных заводов.Непосредственно перед войной было принято огромное количество решений и постановлений по авиационным вопросам.Не все мы успели. Не все заводы строили вдалеке от западных границ; были объекты и в Белоруссии, и на Украине, и в Прибалтике, других местах, в первые недели и месяцы войны оккупированных врагом.Что-то осталось врагу.Но огромные стройки в Сибири, Заволжье, на Урале, Дальнем Востоке обеспечили выпуск такого количества самолетов, которое позволило выиграть нам воздушную войну.

И все же трудностей было немало.Хотя к началу войны почти все заводы были оснащены необходимым станочным парком и оборудованием, но работа эта не была закончена.

В это время мы получали часть оборудования из Германии.Причем перед самым началом войны начались сбои с поставками.

При освоении новых самолетов в серийном производстве вставало немало вопросов.Одно дело-изготовить опытный образец, другое-выпускать самолеты сотнями и тысячами.Требовалось разработать соответствующую технологию для того или иного типа самолета, подготовить необходимую оснастку.

В процессе испытаний самолетов появлялись какие-то конструктивные изменения.Самолет все время совершенствовался.Приходилось вносить изменения в чертежи и схемы, менять шаблоны, что требовало дополнительных усилий и высокой подготовки кадров.Серийное производство новых самолетов и их постоянное совершенствование потребовали иметь на самолетостроительных заводах и свои лаборатории статических и динамических испытаний агрегатов и отдельных узлов самолетов, опытные цехи с необходимым для этого оборудованием, летно-исследовательские группы, которые проводили летные и ресурсные испытания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по технологическим наукам

Аграрные преобразования в СССР. Их последствия
В начале августа 1953 года в своей речи в Верховном Совете Маленков провозгласил новое направление в развитии экономики. Он говорил, что в прошлом было необходимо думать прежде всего о росте тяжелой индустрии для создания экономического могущества СССР и облегчения его военной безопасности; ныне ...