Авиация СССР в годы войны

На первых этапах войны на наших самолетах устанавливались металлические бензиновые баки, которые доставляли летчикам немало хлопот.Нередко после нескольких полетов в местах сварки появлялись трещины, баки текли.И вот нашли заменитель металла.Им оказалась так называемая листовая фибра-специально обработанный сорт бумаги.Ее назвали "флак-фибра листовая, авиационная, конструкционная".Такой материал раньше промышленность не производила.Самолеты с новыми бензобаками летчики назвали непробиваемыми.Создание фибровых баков позволило также экономить на каждом самолете типа Як-7 и Ил-2 55-56 килограммов металла.В дальнейшем под руководством ученого А.В.Ермолаева были созданы и поставлены на самолеты мягкие баки, стенки которых состояли из резины и ткани.Это еще больше отвечало требованиям живучести боевых самолетов.Противник же так и не смог заменить металлические баки на более жизнестойкие.

Наши ученые создали комплекс эмалей песочного, зеленого, светло-коричневого и других цветов, которые в различных комбинациях позволяли комуфлировать самолеты, и они оказывались "невидимыми" для противника не только с воздуха, но и с земли, в полете.Особая краска требовалась зимой.Обычную маскировку выполняли любой краской белого цвета, а вот для недешифрируемых красок необходимы были специальные пигменты, которые в ультрафиолетовой части спектра давали такое же отражение, как снежный покров. Они были найдены.

В результате изысканий удалось значительно повысить прочность и надежность сварных соединений, улучшить качество каркасов, увеличить производительность труда, поставить дело на поток.Проводились работы по дальнейшему совершенствованию технологии изготовления полуфабрикатов высокопрочных сталей.Были найдены технологические процессы изготовления открытых профилей для лонжеронов вместо применявшихся для этой цели труб.Существенно снизился вес конструкции самолета.В заграничном самолетостроении стальных профилей тогда не применяли.

И наконец, об авиабензине.Войну мы начали на бензине Б-70.А к концу войны пришли к бензину Б-78.Ведь чем выше качество бензина, тем больше мощность двигателя.

Во время войны был создан целый ряд новых вузов, так как некоторые авиационные институты эвакуировались в Куйбышев, Ташкент, другие города.Эти вузы стали в годы войны значительными базами авиационной науки.В них развернулась широкая научно-исследовательская работа.Вклад ученых в великую битву с фашизмом велик.Без их всесторонней помощи нам не удалось бы достичь тех высот, каких добилась советская боевая авиация, превзойдя гитлеровскую.

В 1944 году заводы, производившие самолеты-истребители, перешли на выпуск еще более совершенных машин.Увеличились мощность моторов, улучшилась аэродинамика самолетов, значительно повысилась скорость полета и их маневренность.Основными отличительными особенностями истребителей, сходивших с конвейеров заводов в это время, были автоматическое управление винтомоторной группой, повышение безопасности летчика с помощью устройства дополнительной бронезащиты.Появился сбрасываемый в полете фонарь, значительно возросла мощь вооружения, улучшились эксплуатационные качества самолетов.Увеличилась дальность их полетов, прежде всего за счет изготовления крыла с металлическими лонжеронами, что позволило помещать в них дополнительные баки с горючим.

Продолжал совершенствоваться штурмовик С.В.Ильюшина.Сначала появился Ил-8, а затем и Ил-10, при создании которого были учтены почти все пожелания летчиков и воздушных стрелков.Теперь это был цельнометаллический самолет с более мощным двигателем, усиленным вооружением и полностью бронированной кабиной воздушного стрелка.Новая машина имела значительно лучшие маневренные качества в сравнении с Ил-2, скорость ее полета превышала прежнюю почти на треть.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по технологическим наукам

Сплошная химия
Один из лидеров современной химической индустрии — американский концерн DuPont — начинался как семейное «пороховое» дело, но за два столетия трансформировался в крупнейший инкубатор открытий в сфере бытовой химии ...