Трафальгарское сражение 200 лет

В этом году исполняется 200 лет со дня - 21 октября 1805 г. - Трафальгарского сражения. Оно в значительной степени определило дальнейшие события XIX в. После него какая-либо конкуренция с Британией на море была признана невозможной - сначала Наполеоном, а затем - и другими государями, политиками и их государствами. "Юнион Джек" стал полновластным господином океанов, британский флот утвердился в своей роли "деревянных стен" Британии и стал своеобразным фетишем для европейских правительств, гарантировавшим безопасность островной торговой империи и обладающим возможностями для нанесения чувствительных ударов по континентальным государствам Европы. Подобное положение наряду с лидерством Великобритании в экономическом развитии, достигнутом благодаря промышленному перевороту, и корректными действиями британской правящей элиты привело к формированию так называемого Pax Britannica (по аналогии с Pax Romana) - мира, в котором воля Лондона являлась преобладающим фактором международных отношений и который просуществовал вплоть до второй мировой войны. В ходе наполеоновских войн Англия доказала свою решимость бороться до конца и продемонстрировала всему миру разрушающее влияние морской мощи, которая не только защитила Британские острова, но и сыграла важнейшую роль в разгроме Наполеоновской империи. Трафальгарская битва была важнейшим эпизодом этой эпопеи *.

* Предпосылкам, ходу и последствиям Трафальгарского сражения было посвящено большое количество специальных монографий и общих исследований. В первую очередь это конечно же работы классиков военно-морской мысли - Мэхэна, Коломба, де ла Гравьера. Основную долю литературы по теме составляют книги, посвященные вопросам истории войн на море - специальные: Огородников Ф.Е. Военные средства Англии в революционных и наполеоновских войнах. СПб., 1902; Авраамов Н. Трафальгарское сражение. М., 1938; Hart R. Nelson's Navy. London, 1973; Lloyd C. Nile Compaign: Nelson and Napoleon in Egypt. London, 1973; Транстолл Б. Морская война. 1650-1815. М., 2005; и общие: James W. Naval History of Great Britain. London, 1860; История военно-морского искусства. М., 1954; Советская историческая энциклопедия. М., 1961; Marcus G.J. A Naval History of England. London, 1971; Доценко B.M. История военно-морского искусства. М., 2005. Наконец, третьим важным "сектором" являются биографические труды, посвященные жизни адмирала Нельсона: Mahan А.Т. The Life of Nelson: the Embodiment of the Sea-Power of Great Britan. Boston, 1897; Jams W. Durable Monument: Horatio Nelson. London, 1948; Russel J. Nelson and the Hamiltons. New York, 1969; Worrier O. Nelson's Battles. London, 1971; Lloyd C. Nelson and Sea-Power. London, 1973; Oman C. Nelson. London, 1974; Трухановский В.Г. Адмирал Нельсон. М 1980; Эджингтон Г. Адмирал Нельсон: история жизни и любви. М., 1992.

Наряду с битвой при Ватерлоо, Трафальгар стал знаковым событием, завершившим длительный англофранцузский конфликт, который получил название "Вторая Столетняя война". Ее содержанием была перманентная "холодная война" между этими двумя державами, временами перераставшая в войну вполне реальную - как то было в войны Аугсбургской лиги, за испанское и австрийское наследства. Семилетнюю, за независимость британских северо-американских колоний. Англия и Франция соперничали во всем - от торговли и колоний до моды и философии. Именно в ходе этого вооруженного конфликта был сформулирован ключевой принцип британской внешней политики - борьба против сильнейшей континентальной державы (как имеющей наибольшие возможности для нанесения ущерба британским интересам - за морями или на самих Британских островах), Франция же была таким противником на протяжение всего XVIII в. К исходу этого века громадная французская колониальная империя, созданная усилиями Кольбера, де Ла Салля, Дюпле, прекратила свое существование (и была частично воссоздана лишь в XIX в.), а французская торговля была вытеснена с океанов, французский военный флот был разгромлен и унижен при Менорке, Кибероне, островах Святых.

Те войны, которые вела Французская республика, а затем и империя (революционные и наполеоновские войны), уже не ставили перед собой осознанных целей: время было уже упущено, а постепенная работа, которую мы теперь могли бы уподобить работе Тирпица по созданию германского флота буквально из ничего, была не по нраву республиканско-имперскому руководству. Вся деятельность Наполеона может быть описана как вдохновляемая постоянной жгучей ненавистью к Англии и любовью к войне и славе - по-другому вообще вряд ли возможно прокомментировать события 1803-1805 гг., когда император французов открыто провоцировал Англию, что после редкостно удачного Амьенского мирного соглашения нельзя признать слишком рациональным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другое по технологическим наукам

С.П. Королев - Главный конструктор первых ракетно-космических систем
Выбранная мною тема “С.П.Королев - Главный конструктор первых ракетно-космических систем” характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего государства - эру освоения космического пространства. первый спутник земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космо ...